Массаж и гимнастика для ребенка первого года жизни

Массаж и гимнастика для ребенка первого года жизни.Массаж и гимнастика нужны каждому здоровому ребенку, начиная с 1-1,5 мес. жизни. Регулярные массаж и гимнастика способствуют своевременному развитию движений, совершенствованию таких умений, как ползание, сидение, ходьба.

В детской поликлинике мама может обучиться методике проведения массажа и гимнастики и потом проводить их ребенку дома. В некоторых поликлиниках организуются кабинеты массажа и гимнастики, где эти занятия проводит медицинская сестра. В основном в такие кабинеты направляются дети с отклонениями в состоянии здоровья.

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов массажа и гимнастики с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка: №1 - от 1,5 до 3 мес., №2 - от 3 до 4 мес., №3 - от 4 до 6 мес., №4 - от 6 до 9 мес. и №5 - от 9 мес. до 1 года. Кроме того, врач-педиатр, назначающий комплексы массажа и гимнастики, ориентируется на степень развития опорнодвигательного аппарата ребенка, его индивидуальность, состояние нервной системы.

Детям до 2,5-3 мес. в основном назначается общий поглаживающий массаж, способствующий снятию напряжения и расслаблению мышц. Из движений используются только активные, основанные на наличии врожденных рефлексов, когда при раздражении кожно-мышечно-нервного аппарата у ребенка возникают самостоятельные движения. Например, «потанцовывание» - рефлекторное выпрямление ног и отталкивание от опоры при раздражении стоп, разгибание позвоночника и ног в положении лежа на животе на весу («положение пловца»).

В возрасте 3-4 мес. в комплекс гимнастических упражнений вводятся пассивные движения для рук, которые выполняет взрослый (например, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны). Кроме поглаживающего массажа, проводятся еще растирание и разминание, а также упражнения рефлекторного характера.

Детям от 4 до 6 мес. добавляются пассивные движения для ног - сгибание и разгибание («велосипедист»). Вводятся активные упражнения, выполняемые с помощью взрослых: присаживание при поддержке за руки, перешагивание при поддержке под мышки и др.

После 6 мес. вводятся упражнения в ползании, укрепляющие мышцы туловища, ног, плечевого пояса. Когда ребенок овладевает умением подолгу держать предметы в руках, рекомендуются упражнения с кольцами (сгибание и разгибание рук, присаживание, сгибание и разгибание туловища).

У детей в возрасте 9-12 мес. отмечается значительное развитие активных, согласованных движений, начало самостоятельного стояния и ходьбы. Поэтому в комплекс физических упражнений включают упражнения, выполняемые в вертикальном положении. Некоторые физические упражнения ребенок уже может выполнять по «команде» взрослого. Таким образом, занятия гимнастикой способствуют одновременно и развитию речи. Занимаясь с ребенком, шире используйте простейшие предметы (кольца, палочки), яркие и звучащие игрушки, которые вызывают у него положительный эмоциональный тонус, активное поведение во время занятий, побуждают его к ответной речевой реакции. Если ребенок беспокоен, плачет, занятие надо прекратить.

Массаж и гимнастику с детьми первого года жизни проводят в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не выше 20-22°С) перед кормлением ребенка. Длительность каждого занятия не должна превышать 5-6 мин. для детей до 3 мес. и 8-10 мин. для детей от 3 до 12 мес.

Комплексы массажа и гимнастики для детей первого года жизни приведены на странице «Комплексы массажа и гимнастики для детей» нашего сайта.

 

По материалам: От 0 до 3 / Л.В. Дружинина, К.С. Ладодо, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Тэгай. – М.: Медицина, 1991.